Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Сад познания в Ленинке

20 сентября 2022 года

В Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки прошло открытие выставки «Сад познания» , посвящённой растительным мотивам и техникам их воплощения в искусстве народов Востока.


Чжан Синьцзя (1909—1991). Цветы и птицы, травы и насекомые (Ухань, 2008). Иллюстрация из книги
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Выставка «Сад познания» представляет уникальные издания, иллюстрирующие особенности использования растительной тематики в искусстве и книжной культуре Востока. Кроме книг из фонда ЦВЛ, на выставке представлены картины членов Международной творческой ассоциации фитоколлажистов «Флориссима». Работы художников выполнены в оригинальных техниках, например маркетри, терра, суми-э, флористический коллаж.

Центр восточной литературы традиционно ведёт насыщенную социокультурную деятельность, здесь часто проходят книжные выставки. Особенность данной экспозиции в том, что помимо изданий из фонда ЦВЛ посетители смогут познакомиться с интересными художественными работами, выполненными в различных техниках рисования, создания флористических коллажей и предметов декоративно-прикладного искусства.

Главный библиотекарь сектора комплектования, обработки и научного изучения фондов ЦВЛ РГБ Михаил Меланьин

Выставка «Сад познания» ассоциативно направляет нас на Ближний Восток, а именно в Персию. Этот регион хорошо представлен в экспозиции первопечатными литографированными изданиями Ирана, в которых широко использовались растительные мотивы как в тексте книги, так и для украшения её переплёта.

  • Заместитель заведующего ЦВЛ и заведующий сектором библиотечно-библиографического обслуживания Михаил Меланьин
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Президент МТАФ «Флориссима» Инна Макеева
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Сопредседатель экспертного совета МТАФ «Флориссима» Нелли Даниелян
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Член МТАФ «Флориссима», художница Марина Яковлева
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гость выставки Юрий Стариков
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Образцы персидской каллиграфии. Тегеран, 1953. Иллюстрация из книги
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Мохаммад Саид-аддин. Описание индийских цветов. Хейдарабад, 1950-е годы. На языке урду
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Арнас. Учебник зоологии и ботаники. Стамбул, 1865. На османском языке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Владимир Ромашин. Ирисы. Москва, 2022. Маркетри
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Владимир Ромашин. Золотистые тюльпаны. Москва, 2022. Маркетри
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Артём Азаров, 12 лет. Фрагмент триптиха «Япония. Страна восхождения солнца»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Артём Азаров, 12 лет. Фрагмент триптиха «Япония. Страна восхождения солнца»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Автор триптиха «Япония. Страна восхождения солнца» Артём Азаров , 12 лет
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Юные художницы — участницы выставки. Слева направо: Милена Ероян (14 лет), Элина Давидян (14 лет)
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Автор картины «Восточный домик» Ксения Макарова , 13 лет
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Всего на выставке представлено более 50 изданий из фонда Центра восточной литературы — это книги и альбомы, посвящённые искусству Ближнего и Дальнего Востока. Связующим звеном в визуальной культуре этих регионов является изображение цветов и растений, а также использование растительных орнаментов.

Различным регионам присуща своя специфика. Например, на Ближнем Востоке действовал запрет на изображение животных и антропоморфных существ, что оказало колоссальное воздействие на книжную культуру мусульманского мира, где ведущую роль стал играть именно растительный орнамент.

Форзацы книг, изданных в Иране в XIX веке, нередко украшал цветочный натюрморт. Примером подобного издания на выставке выступает книга «Зейнат-аль-Маджалес», опубликованная в тегеранской литопечатне в 1845 году.

  • Зейнат-аль-Маджалес. Тегеран, 1845. На персидском языке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Уэмура Сёко (1902—2001). Репродукция рисунков и этюдов из серии «Цветы и птицы». Токио, 1986
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Уэмура Сёко (1902—2001). Репродукция рисунков и этюдов из серии «Цветы и птицы». Токио, 1986
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Иллюстрированная энциклопедия природных ресурсов Японии. Художник — Хасэгава Мицунобу. Япония, XVIII век
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анонимная книга гербов и узоров. Эдо (Токио), 1833
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ёсио Кэйгэцун. Руководство по составлению букетов (икэбана). В 5-ти томах. Киото, 1800
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Рансай гафу. Работы Мори Рансая (1731—1801). Токио, 1801
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ёсио Кэйгэцун. Руководство по составлению букетов (икэбана). В 5-ти томах. Киото, 1800
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Рисунки на тканях. В 4-х томах. Киото, 1903
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Также широко представлены экспонаты, посвящённые книжной культуре Дальнего Востока. В ЦВЛ демонстрируются книги, изданные в технике ксилографии — печати с деревянной доски.

Многие арабские и персидские книги начинаются с орнаментальной заставки, которая называется «унван». Это эффектное начало книги, украшенное цветочными орнаментами и розетками. Унваны мы можем встретить сразу в нескольких книгах, изданных в знаменитой булакской типографии (Булак — пригород Каира), отличительной чертой которой было то, что, помимо религиозной литературы, там активно издавалась и светская. На выставке представлены две книги, наглядно демонстрирующие эту особенность, — «История пророка Мухаммеда» и «Всеобщая география».

Главный библиотекарь сектора комплектования, обработки и научного изучения фондов ЦВЛ РГБ Даниил Огнев

Настоящей редкостью является шедевр Ху Чжэнъяна — «Собрание живописи из Кабинета Десяти Бамбуков», первое издание которого опубликовано в Нанкине в 1627 году. Эта книга стала важной вехой в истории китайского книгопечатания, будучи одним из первых памятников развитой многоцветной ксилографии. Ху Чжэнъян применил новую прогрессивную технологию: на основе цветного рисунка изготавливалось несколько печатных досок, которые накладывались на бумагу последовательно, оставляя оттиски разных цветов. Для воспроизведения одного рисунка требовалось изготовить от 30 до 50 досок. Эта исключительно трудоёмкая работа позволяла передать множество оттенков. В книге собраны работы более 30 художников и каллиграфов, включая самого Ху Чжэнъяна.

  • Главный библиотекарь сектора комплектования, обработки и научного изучения фондов ЦВЛ РГБ Даниил Огнев
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ху Чжэнъян (1584—1662). Собрание живописи из Кабинета Десяти Бамбуков. Япония (?), после 1644 года. Цветная ксилография
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Вэйсси. История пророка Мухаммеда. Булак, 1829. На арабском языке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ар-Рафи а. Всеобщая география. Том 1. Булак, 1858. На арабском языке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Чжан Синьцзя (1909—1991). Цветы и птицы, травы и насекомые. Ухань, 2008
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Чжан Синьцзя (1909—1991). Цветы и птицы, травы и насекомые. Ухань, 2008
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Приветственное слово художников МТАФ «Флориссима», чьи работы представлены на выставке. На переднем плане — художница Марина Яковлева
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гости выставки
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гости выставки
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Экскурсию по выставке проводит главный библиотекарь ЦВЛ Даниил Огнев
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Посетители выставки
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Японское искусство представлено ксилографическими изданиями периода Эдо. Стоит обратить внимание на руководство по созданию букетов — «Икэбана тэбикигуса», напечатанное в Киото в 1800 году. В книге, помимо образцов икебаны, подробно описаны особенности подготовки букетов, правила составления композиций. А многотомное издание «Рансай гафу» (Токио, 1801) не только знакомит читателя с рисунками цветов и птиц, но и пошагово обучает их созданию.

Книги-пособия по традиционной живописи выпускают и в наши дни: на выставке можно познакомиться с книгами на китайском языке, обучающими технике рисования орхидеи, сливы или хризантемы.


Организаторы и гости выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться